Человек умирает… Что мы можем для него сделать?

Каноническая комиссия Просмотров: 3408

    Смерть близкого – это чрезвычайное событие, затрагивающее многие стороны жизни скорбящего человека. Лишь в редчайших случаях человек заранее готов к трагическому повороту событий, гораздо чаще приходится встречаться с горем неожиданно. Столкнувшись с горем, человек не знает, что делать, как реагировать, как поддержать свое психологическое состояние, на что обратить внимание.

Распятие Господа Иисуса Христа    «Мы о смерти всегда думаем как о разлуке, потому что мы думаем о себе и об усопшем; мы думаем о том, что никогда больше не услышим любимого голоса, никогда больше не тронем любимого тела, никогда не погрузим свой взор в дорогие нам очи, которые открывают всю глубину человеческой души, никогда не будем больше жить вместе с человеком той простой человеческой жизнью, которая нам так дорога, которая так драгоценна. Но мы забываем, что смерть является, одновременно, встречей живой души с Живым Богом. Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы относительный; но уход с тем, чтобы стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и вступить в такую полноту жизни, которая никому не доступна на земле,» - митрополит Антоний Сурожский.
Панихидный стол
    «Приближается давно притрепетно ожидавшийся час, — пишет в своей замечательной книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий (Сахаров). — Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже исчезают, подобно каплям дождевым. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час». Церковные правила особо обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами. Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние.

    «Приходит игумен, — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго».
    Предсмертное Причащение может совершаться в любое время и без соблюдения условий, необходимых для здоровых (пост, молитвы и т. д.), по чину Причащения больных. Причащение может соединяться с Елеосвящением, или Соборованием — Таинством, во время которого человеку прощаются невольные его грехи, совершенные по незнанию, и грехи забытые (Но не утаенные сознательно!). После Причастия священник читает у постели умирающего (при явных признаках приближающейся смерти) так называемую отходную молитву: Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господней при разлучении души от тела всякаго правовернаго. Этот канон читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати.
Постарайтесь, чтобы тотчас же по окончании молитв на исход души и вплоть до отпевания при гробе усопшего читалась Псалтирь. Главное – не оставлять новоприставленного без молитвы.

    Подайте на сорокоуст ( ежедневное поминовение на Божественной литургии в течение сорока дней), закажите панихиду в храме. Душе особенно нужна молитвенная помощь.
Панихида
     Она и всегда необходима, а особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям, но более же всего – в первые три дня. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей, Но душа чувствует молитвы, приносимые за неё, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
    В последних почестях заключён глубокий символический смысл, имеющий корни в Евангелии, в особенности в повествовании о погребении многострадального тела Спасителя Христа (Мф.27, 59-60; Мк.15,46; Лк.23,53; Ин.19,40). Эти труды сострадания сопряжены с душевными потребностями человека и отражают древнюю церковную традицию.
    Церковь приняла на себя заботы о покойных не только потому, что любит человека, чтит тело человеческое и уважает его освящённость, но и потому, что Пречистое тело Господа приняло такие почести от двух достойных и благочестивых мужей – Иосифа и Никодима.
Панихидный стол

    У Бога нет мёртвых, но все живы. Об этом говорит Сам Спаситель: не читали ли вы реченного Богом: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых ( Мф. 22; 31-32). Многие из нас, «мудрствуя» о предметах веры и о загробной участи умерших, забывают или уклоняются от дел действительной помощи нашим усопшим. Многие совершенно не знают или отказываются от православного обряда погребения, в то же время охотно прибегают к различным языческим культовым действам и ритуалам  (обильные застолья-тризны, мраморные надгробья, венки и т.д.). А между тем наши усопшие родные и близкие ждут от нас помощи. Они нуждаются в ней. У многих, даже и верующих людей, запутанные, неправильные представления о нашем долге по отношению к усопшим.